С одной стороны, сохраняется табуирование всего, что так или иначе связанно с женской сексуальностью. Такое жесткое: «нельзя». Женщина до сих пор порицается за свои желания, свое тело и внешность, свое поведение. С другой стороны, есть давление тренда: «нужно». Когда сексуальность, чувственность, понимание своего тела, внешняя раскрепощенность – это некая обязанность для правильной женщины. Когда без желания продемонстрировать другим свою сексуальность и подчеркнуть свою женственность – женщина чувствует себя неполноценной.
И вот где-то между этих двух крайностей живут миллионы российских женщин. Они живут в тревоге и неуверенности. Они не понимают, что правильно, а что нет. Что естественно, а что лишь притворство. Они ищут ориентиры, но в ответ слишком часто слышат лишь радикальные позиции, будь то феминистская повестка, или же возврат к традиционалистским установкам. Им очень тяжело. По всем социологическим опросам больше трети российских женщин негативно оценивают свою сексуальную жизнь. Они продолжают чувствовать свою зажатость и закомплексованность.
Исследователи (культурологи, социологи, психологи) указывают, что такое противоречивое положение возникло в российском обществе из-за форсированной «сексуальной революции». Была околотрадиционалистская надстройка советского общества, когда женская сексуальность носила формальный утилитарный характер. Красота, женственность, чувственность – все это было достаточно жестко детерминировано. У женщины были четкие социальные роли: мать, жена, работник. Свои модели поведения внутри каждой из этих ролей. Свои внешние атрибуты, когда, будучи матерью и женой стоило выглядеть определенным образом. На работе же для женщины был уготовлен иной «дресс-код». На отдыхе еще один. На праздничных мероприятиях другой. Такая штампованная фабричная сборка, которая благодаря инструментам массового общества, распространялась на все советское общество. Женщина в Москве жила примерно такой же жизнью, что и женщина на Урале или где-нибудь на Севере. Она также одевалась. Также вела себя с мужчинами, с подругами, с детьми. И даже сексуальная жизнь была ограниченна необходимостью брачных отношений. А низкая контрацептивная культура еще и формировала отрицательную динамику сексуальных отношений внутри брака. То есть, секс приравнивался к зачатию. Если пара не хотела пополнения в семье, то секса зачастую и не было.
Также советское общество было весьма сложным в бытовом смысле. Суверенного личного пространства не было даже на уровне семьи. Приходилось делить жилплощадь с родственниками или с сожителями по коммунальным квартирам. Все это тоже не способствовало развитию индивидуального восприятия самой себя. Товары и услуги также были крайне однообразные: прическа, макияж, обувь, верхняя одежда и т.п. – всё это было весьма стандартизировано для всех женщин в СССР.
А затем произошел резкий слом старой надстройки и на «приличных» советских женщин свалились «неприличные» плоды полувековой западной сексуальной революции. Секс стал новой религией. Даже не в статусе «теперь можно», а вот в обязательной форме «теперь нужно». Нужно проявлять свою сексуальность, свою индивидуальность, свою чувственность, свою неформальность. Нужно отрицать всё старое и вдохновляться всем новым. Больше страсти, больше энергии, больше внешних проявлений раскрепощенности.
Конечно, это все привело к коллапсу. Нельзя резко бомбардировать постсоветское общество тем, что ему было чуждо всю его историю, и ожидать, что это быстро приживется и станет новой нормой. Отсюда пошел традиционалистский отскок начала нулевых, когда слишком свободные идеи о сексуальности и новой роли женщины в обществе, просто испугали многих женщин, выросших по иным установкам. Все девяностые они терпели эту «революцию», а затем выдали свое логичное «не принимаем», которое очень четко и громогласно звучит до сих пор.
И эта борьба двух жестких позиций не сулит российскому обществу ничего хорошего. Вопросы сексуальности, сексуального просвещения, роли женщины в обществе – это не вопросы, которые имеют однозначные ответы. Стыдиться своего тела и быть сексуально закрепощенной, считать неприемлемым и неприличным сексуальную экспрессию – это нормально. Это такое же право женщины, как и носить откровенную мини-юбку и каждую пятницу свайпать в тиндере нового партнера. Две такие крайности, как и миллионы других вариантов – это все часть большой нормы. Единственная общее правило для всех нас, независимо от нашего гендера – это толерантное отношение к разнообразию, которое формирует современный мир.
Женская сексуальность – это индивидуальная настройка, которая может быть какой угодно. Зависимой от чужого мнения или независимой. Она может иметь любые варианты. Даже самые радикальные, вроде отказа от секса или наоборот каких-то особенных сексуальных практик. Женская сексуальность – это физиология. Это здоровье. Желание вступать в сексуальные отношения, желание проецировать на других свои чувства – это не только социальные практики, но и индивидуальные особенности развития организма каждой конкретной женщины. Причем в разные периоды жизни эти физиологические особенности могут быть различными. Да, даже внутри одного менструального цикла женщина переживает массу разных «сексуальностей». Её ощущение себя и партнера варьируется в разные стороны.
Нам нужно научиться адаптироваться к этому. Всем нам: и мужчинам, и женщинам. Быть готовым к особенному статусу женской сексуальности, который будет еще долго непривычным для нашего общества. Не стоит идеализировать и считать, что идея открытой шкатулки Пандоры сама по себе разрешит все проблемы. Что просто взять и дать всем свободу «быть собой» – это выход. Нет, нужно изучать женскую сексуальность и просвещать наше общество, касаемо результатов этих исследований. Например, до сих пор, такой важный орган для женской сексуальности, как клитор, остается минимально изученным.
Конечно, журнал Космо или какие-нибудь секс-блоггеры, могут рассказать много «простых советов» как правильно с ним обращаться, но это скорее ограничивающая повестка. Ведь за каждыми «10 способами как получить оргазм» стоят тысячи женщин, которые ощущают свое тело иначе, чем описывается в этих 10 способах. И эта отличность вызывает в них чувство дискомфорта и неуверенности в том, что они правильно чувствуют себя и своего партнера. Это формирует куда больше комплексов, чем ограничивающая модель традиционалистской надстройки.
Секс, сексуальное поведение, сексуальность – это не что-то линейное или даже цикличное. Это каскадная модель с множеством составляющих. На желания женщины может влиять масса факторов. От любопытства до импринтинга. От социальных установок до религиозных воззрений. От желания обрести какой-то финансовый или социальный статус, благодаря своему телу и своей сексуальности до эмоционального удовлетворения.
Сам факт удовлетворенности женщиной от секса – это не какая-то четкая формулировка «женского оргазма». А также многокомпонентная история, где оргазм иногда вовсе и не обязателен. Есть мотивация к сексу, есть сексуальные стимулы, есть обстановка и сопутствующий личный опыт, есть физиология сексуального возбуждения, есть взаимодействие с партнером или отсутствие партнера, есть эффект спонтанности. Все это в итоге определяет конечный эффект удовлетворения от секса. И каждый из этих параметров индивидуален и конкретен в каждом отдельном половом акте.
Мы живем в эпоху, когда мы только привыкаем к тому, что нас окружают тысячи и миллионы не похожих на нас людей. Они иначе чем мы чувствуют себя и свое тело. У них отличные от нас сексуальные предпочтения и желания. Они иначе выглядят. Нас еще это пугает, ведь мы привыкли к другому. У женщины должна быть своя роль. Она должна выглядеть и вести себя определенным образом. Это общественный запрос. Он касается и мужчин, и самих женщин. Так было слишком долго и переступить через это крайне сложно.
Но переходная фаза уже началась. Все больше женщин задаются вопросом: «А что секс и сексуальность значат лично для меня, а не для общества?» И в ответ им появляется все больше возможностей, чтобы эти индивидуальные проявления нашли свое воплощение. Сексуальное образование должно быть направленно на закрепление этого поиска личных установок женской сексуальности. Стоит формировать в женщинах не желание следовать, а желание искать. Какие прикосновения и какие формы сексуального поведения будут приятны каждой конкретной женщине. И главное, что сексуальное поведение во всей широте этого понятия, включающее в себя все формы секса или же даже его отсутствие и отрицание – это факторы здоровой и благополучной жизни. Как социальной, так и физиологической.
И это весьма прагматичный запрос для всех членов нашего общества. Для радикального феминизма, для приверженцев традиционных моделей, для мужчин, для женщин, для меньшинств. Равенство полов и равные права для любых групп – это равенство того позитивного эффекта, который каждый отдельный индивид может привнести в общество в целом. Благополучие и сексуальная удовлетворенность женщин – это благополучие общества, в котором женщины играют важную роль. Это лучшее развитие экономики, науки, образования. Это шаг вперед для всех нас.
- 2659 просмотров